Виды банковских карт и их характеристика

Какие бывают виды банковских карт

Для начала, что такое банковская карта?

Банковская карта – это небольшая стандартной формы пластиковая карточка, используемая для оплаты товаров и услуг, снятия наличных денежных средств, а также для осуществления расчетов и платежей. Как правило, для осуществления работоспособности банковской карты, ее владельцу открывается текущий банковский счет.

  • платежных систем, обеспечивающих функционирование карт;
  • видов проведения расчетов;
  • технологии хранения данных;
  • персонализации карт;
  • вида материального носителя;
  • тарифных планов и удобств для клиента.

Технологии хранения данных платежных банковских карт

Платежные системы, обеспечивающие функционирование банковских карт, делятся на международные и локальные.

К международным платежным системам, из наиболее известных в нашей стране, относятся: MasterCard WorldWide и VISA International.

Виды банковских карт и их характеристика

MasterCard и VISA – это американские платежные системы, объединяющие в себе огромное количество финансовых учреждений и кредитных организаций, осуществляющих эмиссию (то есть выпуск для клиентов) банковских карт.

Обе эти компании занимают лидирующее положение на платежном рынке всей планеты Земля.

Менее известная в нашей стране, но набирающая обороты на международном рынке, является платежная система China UnionPay. Это национальная платежная система Китая, образованная китайскими банками.

Изначально UnionPay создавалась как локальная, то есть внутристрановая, платежная система, постепенно вышедшая за пределы своей страны.

Например, на территории России UnionPay появилась в 2013 году, и постепенно набирает обороты по выпуску и обслуживанию карт.

Также к локальным платежным системам можно отнести национальную платежную систему «Мир», созданную в нашей стране в 2015 году. Платежная система «Мир» постепенно набирает обороты в нашей стране, но пока лидирующие позиции занимают, как и прежде системы VISA и MasterCard.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

У любой карты есть свое предназначение. Важно понимать, для каких целей вам необходима банковская карта, и в зависимости от этого и выбирать вид карты.

Дебетовые карты

Виды банковских карт и их характеристика, карта с магнитной полосой фотография

Карты, использование которых можно только до тех пор, пока на карточном счете есть денежные средства.

Это, как правило, зарплатные карты, то есть карты, на которые вам зачисляется заработная плата, пенсия, алименты, возмещение по налогам и другие поступления. Дебетовые карты могут использоваться и для накопления денег, например, как обычные вклады.

Кредитные карты

Карты, на которые вам зачисляются деньги, полученные по кредиту. Это могут быть и обычные потребительские кредиты, и кредиты в форме овердрафт.

Карта, на которую вам зачисляют определенную сумму денег, больше которой вы не сможете истратить.

Предоплаченной картой может быть и кредитная карта, которую вам выдают при получении кредита. Такая карта действует только до момента полного использования имеющихся на ней денежных средств.

Чем быстрее развиваются информационные технологии, тем быстрее происходит усовершенствование платежных систем. Касается это и банковских карт, так, на заре своего развития, банковские карты нам предлагались практически с единственно возможным способом записи информации на карте – магнитной полосой.

Сейчас же технологии хранения данных дошли уже и до бесконтактного способа считывания информации и проведения платежа.

Характеризуется достаточно широкой магнитной полосой на обороте карты. Запись информации на такой карте осуществляется путем намагничивания крошечных частиц, находящихся на поверхности полоски карты и содержащих железо (магнитный материал).

Считывание информации с такой карты, то есть ее использование в банкомате или в платежном терминале, осуществляется путем проведения магнитной полосы по специальной магнитной полоске.

Для того, чтобы подтвердить факт оплаты при помощи карты с магнитной полосой, необходима подпись собственника карты на формируемом бумажном чеке. ПИН код при этом не требуется. Но для снятия денег в банкомате или осуществления оплаты в некоторых терминалах, необходимо указание ПИН – кода.

Карта с чипом

Чиповые карты появились спустя несколько десятков лет после магнитных.

Изначально выпускаемые карты снабжались одновременно и магнитной полосой, и чипом.

Вся информация чиповой карты хранится на специальном чипе, встроенном в карту.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Использование такой карты осуществляется при помощи специального карто – приемника. Для оплаты чиповой картой в магазине или любом сервисном центре, достаточно ввести ПИН – код. Подписание чека при этом не требуется.

При введении чиповых карт, карты с магнитной полосой, как наименее защищенные, постепенно уходят «в историю».

Бесконтактная карта

Бесконтактная карта – по сути, такая же чиповая карта, оснащенная чипом нового поколения.

При помощи такой карты можно осуществлять платежи без использования картоприемника. Достаточно поднести бесконтактную карту к соответствующему считывающему устройству и оплата будет произведена. Для проведения платежей на большие суммы, для использования бесконтактной карты вам также будет необходимо ввести ПИН — код.

По внешнему виду бесконтактная карта очень похожа на чиповую. Разницу можно увидеть при тщательном рассмотрении карты: чип на ней несколько другой формы, и немного меньше, чем на чиповой карте.

Также на многих бесконтактных картах есть специальной знак, подтверждающий, что карта бесконтактная (смотри фотографию).

Все платежные карты можно разделить на две основные формы: персонализированная карта и не персонализированная карта.

Это карта, выпускаемая для конкретного человека. На карте вытеснены фамилия и имя владельца карты на английском языке.

Также на персонализированной карте отражен срок действия карты, номер счета карты, а также наименование банка, выпустившего карту.

Виды банковских карт и их характеристика, карта с чипом фотография

Такую карту еще называют «Noname» (без имени). Это не именная карта, то есть не имеющая привязки к конкретному владельцу счету.

Такие карты выпускаются, как правило, в целях предоставления кредитов физическим лицам: выданный кредит зачисляется на карту, заемщик тратит это деньги, после чего такая карта становится ненужной. То есть ее выпускают только для разового использования.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения).

Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Интересный материал  Дебетовая карта РЖД MasterCard Альфа Банка: условия пользования 2020, оформить онлайн заявку

Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п.

Возможности анализа практически бесконечны. Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров – все они характеризуют лишь отдельные элементы климата.

Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.Близки к аналитическим так называемые частные, или отраслевые, карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.

Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования. Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды.

В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры. Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.

Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.

Виды банковских карт и их характеристика, бесконтактная карта фотография

Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др.

То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы – так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте – внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.

Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом – главное достоинство комплексных карт.

Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая – яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются.

Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну – цветовой шкалой, а другую – штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость. Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы – т.е.

весь комплекс объектов, характеризующих местность. Другой, не менее яркий пример – метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др.

– в совокупности они отражают погодные условия. Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.

) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);

группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы.

Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства – синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей, а также карты функциональныхтипов.

Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.

Инвентаризационные карты – обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).

Оценочные карты – карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.

Индикационные карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности.

Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней.

Интересный материал  Условия обслуживания дебетовой карты next альфа-банка

Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.

), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение – они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого.

И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения. Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.

Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт – распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п.

Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско-краеведческие, предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.).

Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования, специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.

Учебные карты – четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы.

Разделение банковских карт по видам тарифных планов и удобств для клиента

Существует только два вида материального носителя платежных банковских карт.

Это обычная банковская карта, сделанная из небольшого кусочка пластика, и виртуальная карта, которая существует только на бумаге или в электронном виде.

Информация об обычной банковской карте отражена в предыдущих разделах статьи, а также виртуальная карта.

Виртуальная карта

Виртуальная карта – также один из видов хранения данных, в том числе о находящихся на ней денежных средствах. Её отличие от обычной карты связано только с отсутствием материального носителя.

То есть, при выпуске виртуальной карты, ее владельцу передаются только реквизиты карты, необходимые для совершения операций без ее предъявления. Как правило, это фамилия и имя владельца карты, номер карты, срок ее действия, а также код безопасности «cvv2», который необходим для осуществления безналичных платежей в сети интернет.

Такая карта используется для расчетов в сети интернет, интернет – магазинах, при проведении мобильных платежей, то есть во всех случаях, где отсутствует необходимость физического предъявления карты. Например, деньги в банкомате с такой картой вы снять не сможете.

Подробнее о применении виртуальной карты можно прочитать по ссылке: Виртуальная банковская карта, как пользоваться виртуальной картой.

Видов карт может быть великое множество. Например, только карты VISA делятся на:

  • Visa Electron
  • Visa Classic
  • Visa Virtual
  • Visa Business
  • Visa Gold Chip
  • Visa Platinum Chip

Аналогичное разделение у карт компании MasterCard.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Также каждый банк придумывает различные маркетинговые ходы и «фишки», призванные привлечь новых клиентов на обслуживание.

Например, это карта «Халва», выпускаемая Совкомбанком. Или карта «Молодежная» от Сбербанка.

В каждом банке большое многообразие выпускаемых карт, имеющих свой неповторимый дизайн, технические особенности, и, разумеется, свои тарифы.

На что обратить внимание при получении кредитаПочему банки отказывают в кредите без объяснения причинКак проверить начисление процентов

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:•   согласованность их с соответствующей программой и учебниками, освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов.

Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике•   обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;

•   повышенная наглядность, позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами – применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.

), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;•   применениедовольно ограниченного числа картографических проекций;•   масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный.

Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;•        ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север – вверху, юг – внизу).

Школьные географические атласы – главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами — не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы.

Интересный материал  Альфа-банк дебетовая карта с кэшбэком 2020

Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения. В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода.

Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.

Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа.

Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины — официальное государственное издание.

Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:• в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;• для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;

• в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;• в системе школьного и высшего образования;• при формировании внешней политики и развития международных отношений.Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа — Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием «Картография».

Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП «Картографія»

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов. Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

К ним относят следующие: а) контурные карты — одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим.

Другая функция контурных карт — основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов; б) индукционные карты — настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;

в) немые карты — обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски; г) полунемые карты — характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать; г) карты-трафареты — выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран;

дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала; д) эскизные картосхемы — картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;

е) электрифицированы и магнитные карты — обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах;

условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;ж) текстовые карты — карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;

с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих — для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д.

Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний — демонстрационный, первые два — предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические, политические, рельефные. Распространены индукционныеглобусы — на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка.

а) понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения; б) читать карту — значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности.

Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?); в) знать карту — воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку. Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.